Франшизы

Вся правда наизнанку о сфере франчайзинга

16.08.2019

Что такое франчайзинг и с чем его едят?

На самом деле о франчазинге просто уйма информации доступной любому пользователю. Но ее настолько много и она настолько разнится, что дай бог разобраться что к чему и при этом еще больше не запутаться! По большому счету, сколько бы трактовок вы не нашли, сводятся они к одному: франчайзинг - это своего рода вложение в новый бизнес или иначе бизнес «в аренду». Приправим немного сухой теорией и получим, что франчайзинг — покупка прав на бизнес-план, пользование определенным брендом на основе заключения договора. То есть в общем смысле франчайзинг - это создание многократного представительства определенного бренда на взаимовыгодных условиях с четко продиктованными требованиями. Из этого вытекает, что франшиза — это само право использовать бизнес-план под определенным брендом, товарным знаком.

«Во франчайзи я б пошел, пусть меня научат!»

Как говорилось выше, франчайзинг — это в какой-то степени купля-продажа точки, с которой стартует ваш новый бизнес на рынок. А как известно любая купля-продажа стоит на трех китах:

  1. Договор
  2. Продавец
  3. Покупатель

Франчайзинг тому не исключение. Каждому киту в данному случае есть свое прямое обозначение. Продавец в данной ситуации обозначается как франчайзер — полноценный правообладатель. Это чаще всего юридическое лицо, владеющее определенной интеллектуальной собственностью (торговая марка, бренд, производственная система, бизнес-план и тд). Лицо это уже является «заядлым практиком», то есть интеллектуальная собственность, находящаяся в его владении, уже сработала в качестве удачного варианта построения бизнеса и при том не единожды. Покорив свою вершину франчайзер готов даровать шанс и другим испытать себя на прочность. С этого и начинается вся заваруха. Франчайзер лицензирует и выставляет на продажу свою интеллектуальную собственность (новый бизнес, его идею, бизнес-план) другому лицу на условиях продвижения в соответствии с требованиями. Второе лицо, готовое принять «сей дар» за кругленькую сумму, обозначается как франчайзи — пользователь правами на основе франчайзингового договора. Но прежде чем объяснить всю суть договора, стоит упомянуть еще один аспект. Говоря «франчайзинг» как правило представляют односторонние отношения, состоящие из двух стандартных звеньев: франчайзер — франчайзи. Однако существует и трехсторонние взаимодействие. Речь идет о мастер-франчайзи. Так называют компании, которые не просто выкупают бизнес-план, право на новый бизнес у франчайзера, но и эксклюзивное право продавать франшизу другим франчайзи на определенной аудитории. Чаще всего это один из партнеров международной франчайзинговой сети, обладающий немалым предпринимательским опытом.

Франчайзинговый договор: что нужно знать, чтоб не попасть впросак

Грамотно составленный франчайзинговый договор включает в себя все условия сотрудничества (права, обязанности, ответственность, информацию о франчайзинговой сети) и, что главное, размер роялти и паушального взноса.

Ни для кого не секрет, что любая интеллектуальная собственность имеет свою цену и в денежном эквиваленте. Поэтому «аренда» этой собственности так же подразумевает определенные процентные выплаты. Это и называется роялти. То есть периодические платежи за использование прав на новый бизнес. Чаще это процент от валовых продаж или же фиксированная ежемесячная сумма.

Однако на этом поток информации не кончается. Нужно усвоить еще один важный момент. Приобретенная вами франшиза — это своего рода билет: билет для входа в мир малого бизнеса. И как вы сами понимаете за вход тоже нужно платить. Франчайзинг под такой платой подразумевает паушальный взнос — одноразовый платеж в виде первоначального взноса за приобретенный бизнес-план.

Однако, это не единственные выплаты, которые вам предстоять. Ведь новый бизнес предполагает и вложение собственного капитала в создание «оболочки»: аренда помещения, найм персонала, разработка и воплощение дизайнерского решения, закупка оборудования и товара. Важно помнить так же, что все маркетинговые исследования, разработка бизнес-стратегии, регистрация товарного знака будут проделаны за вас и предоставлены, как говорится, на блюдечке с голубой каемочкой. Вам нет необходимости тратить время на поиски поставщиков, а так же профиля потенциального клиента.

«А напоследок я скажу...»

Безусловно, все выше сказанное — это только вершина айсберга той информации, которую содержит в себе франчайзинг. Но главное заложенная основа знаний в этой статье уже способна помочь принять решение: создавать новый бизнес и вступать в ряды отечественных франчайзи или остаться по другую сторону баррикад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *